Отечественное законодательство содержит немало так называемых «слабых» мест, которые допускают неоднозначную трактовку. Примером одного из таких выступает существование двух очень близких понятий – «обнародование» и «опубликование». Их значение нередко вызывает споры даже среди специалистов. Попробуем разобраться, что стоит за каждым из них, чем отличается обнародование закона от его опубликования, и попутно рассмотрим другие сопутствующие вопросы.
Первое и главное, что необходимо изучить – это статья 15 основополагающего законодательного акта страны –Конституции РФ. Точнее – пункт 3, который гласит, что любой Закон подлежит официальному опубликованию. Неопубликованные попросту не могут применяться.
Причем порядок опубликования и, как следствие, вступления ФЗ в силу регламентируется отдельным №5-ФЗ (датируется 14.06.1994 года). Важным юридическим нюансом выступает его действие в отношении трех видов законодательных актов, к числу которых относятся:
По большому счету, оба термина очень близки по смыслу. Можно выделить только одну принципиальную разницу между ними. Опубликование распространяется на воспроизведение текста законодательного акта в печати.
Обнародование является более широким понятием. Оно включает не только печатное изложение ФЗ, но и использование для доведения до общего сведения населения других каналов информации, например, телевидения, радио, интернета.
Как было отмечено выше, в Конституции упоминается три термина: не только обнародование и опубликование, но еще и официальное опубликование. Под последним понимается итоговый этап законотворческого процесса, который характеризуется наличием сразу трех обязательных признаков:
Если говорить предельно просто, функция обнародования Федеральных законов возложена на Президента страны. Хотя она может быть делегирована другим лицам, в соответствии с поручением первого должностного лица государства.
Опубликование ФЗ, как неофициальное, так и официальное, входит в функционал системы государственного управления. Причем активное внедрение информационных систем, интегрированных с интернетом, делает более актуальным именно такие способы распространения информации, по сравнению с обычными печатными СМИ. Но до конца процедура формализации подобных процессов еще не завершена.
Отдельного упоминания заслуживает решение КС, принятое 31.05.2021 года. В нем отмечено отсутствие в Конституции конкретного порядка опубликования нормативно-правовых актов. А также возможность использования для опубликования интернет-ресурсов, которые при соблюдении определенных условий могут быть отнесены к официальным изданиям (Постановление КС №8-П от 28.03.2012 года).
КС указал отсутствие тождественности «обнародования» и «опубликования». Причем без последнего вступление в силу законодательного акта невозможно. Также КС рекомендовал федеральным законодательным органам устранить неоднозначность трактовок и уточнить возможность использования интернет-ресурсов для опубликования законодательных актов.
Самый простой способ избежать возможных проблем с ущемлением прав гражданина из-за любых вопросов, касающихся обнародования или опубликования ФЗ – обращение к специалистам. Юристы нашей компании готовы обеспечить эффективное отстаивание интересов доверителя в любых инстанциях и органах власти.
Мы даем разъяснения по важным юридическим вопросам - это бесплатно для жителей Москвы и Московской области