Нередко в текст договора включается пункт о необходимости досудебного урегулирования возникающих между сторонами конфликтных ситуаций. В этом случае до подачи искового заявления истец обязан направить ответчику претензию.
Обычно для этого используется заказное письмо, которое отправляется по адресу, указанному в договоре. Рассмотрим часто встречающуюся на практике ситуацию, когда претензия вернулась в связи с отсутствием адресата.
Порядок вручения юридически значимых сообщений регламентируется статьей 165.1 ГК РФ. Главный вывод, который следует из ее положений, заключается в следующем. Сообщение следует считать доставленным, если оно не было получено по вине самого адресата.
Понятие «юридически значимых сообщений» было введено достаточно давно – после принятия №100-ФЗ (датируется 7 мая 2013 года). Именно к таким видам документации относятся досудебные претензии.
После введения термина и нового порядка уведомления ответчика возникло немало вопросов в отношении правоприменительной практики. В результате Пленум ВС РФ выпустил Постановление №25 (датируется 23 июня 2015 года), в котором дал дополнительные разъяснения, касающиеся, в том числе, и правильной трактовки положений статьи 165.1.
Вернемся к основному вопросу статьи. Что делать, если претензия не получена ответчиком, так как вернулась в связи с отсутствием адресата.
Первое и главное, что требуется в подобной ситуации – проверить, правильно ли указан адрес. Если в заказном письме стоят данные ответчика, которые размещены в заключенном сторонами договоре, тогда все в порядке.
Актуальная редакция ГК РФ дает однозначную трактовку сложившейся ситуации: истец выполнил требования по досудебному урегулированию. Во-первых, он направил претензию по нужному адресу. Во-вторых, получение не состоялось по вине ответчика.
Действующие правила отправки юридически важных сообщений соблюдены. Поэтому истец имеет право направлять исковое заявление в суд. Можно быть уверенным, что оно не убудет отклонено судьей по причине невыполнения требований о досудебном урегулировании. Пи этом крайне важно приложить к иску возвращенные конверты и все сопутствующие документы, подтверждающие факт отправки претензии ответчику.
Описанная в статье ситуация встречается на практике очень часто. Порядок разрешения проблемы неполучения ответчиком досудебной претензии четко сформулирован и положениями ГК РФ, и дополнительными разъяснениями ВС РФ. Поэтому можно сделать однозначный вывод: если претензия вернулась из-за отсутствия адресата, это не является основанием для отказа в принятии иска. Можно смело подавать заявление в суд, и оно будет принято к рассмотрению.